Дима Петрунин
Летом побывал в восточной и северной части Курумбельской степи, что расположена на крайнем юго-востоке Омской обл, в Черлакском районе в частности. Просторы, растительность преимущественно солончаковая, десятки солёных озёр (без камышей и кустарниковой растительности) + рельеф местами интересный, гривы + отсутствие ЛЭП лесополос и асфальтовых дорог. Тогда возникла мысль что направление само то для кайтового кросс-кантри.
Обкайтил уже почти весь Нововаршавский и часть Черлакского и Русско-Полянского районов, теперь вот хочется подальше.
Вот теперь в задумках пройти участок от Черлака до Новосибирской области с кайтом…Потом можно повернуть обратно ИЛИ ещё интереснее было бы докайтить до Чанов через Чистоозерное , но там будет пара автодорог, ж/д и несколько ЛЭП, что в принципе преодолимо. По спутниковым снимкам беспрепятственный проезд до Чанов просматривается. Второй вариант в один день не уложится никак, нужно будет думать о ночёвках.
Время запланировано на март месяц, чтобы световой день подлиннее. Народ через Гренландию и на сев. полюс кайтит, а тут условия гораздо мягче.
Может тоже кто пожелает присоединиться на это направление? Техподдержку для заброски/выброски и возможной аварийной эвакуации организуем…. Пока всего желающих нас вроде двое.
Почему от Черлака?
традиционно ездили в сторону Чистоозерки через северную оконечность курумбельской степи от д,Чистово, когда еще не было новой дороги омск-новосиб. Я МНОГО РАЗ ЕЗДИЛ ЛЕтом, осенью. Прелестный маршрут . Здорово было бы.
Дима
Думал не от самого Черлака, а км в 10 восточнее или северо-восточнее — удобное место, там и Ульжай с овражками и просторы. От Чистово совсем уж короткий получится маршрут.
А ориентироваться в т.ч. и на спутниковые снимки местности, это в любом случае лучше, чем ничего и просто ехать без предварительной прикидки маршрута. Препятствием могут стать только камышовые заросли западной части бывших «больших » Чанов (оставшиеся после постройки дамбы на месте самого озера ). Бывал там только в далёком 2000 году и не помню , как там с растительностью. Да хрен с ними, с Чанами , просто проехать хотя-бы до ж/д линии Татарск-Карасук уже как минимум интересно, по железке на паровозе обратно в Омск вернуться можно в случае чего. Или как вариант Черлак-Чистоозерное -Чистово в один день уложить.
В любом случае Курумбельская степь — это самый большой кайтинговый беспрепятственный маршрут Омской области (ни деревьев/лесополос, ни ЛЭП и автодорог ) .
Ну вот и пройдена вся Курумбельская степь в разведывательном режиме, почти 300 верст , правда за два с половиной подхода. Лесополосы объезжаемы — финиш крайнего дня был именно там, где изначально планировался старт (у самой дороги на Оконешниково, в 8 км от Черлака), а вообще стартовать можно и непосредственно с СВ окраины Черлака (пройти пехом две ЛЭП за перекрестком и в путь). Но у нас был транспорт для заброски, поэтому старт был от Николаевки, поближе к Ульжаю.
Там масштабы просто иные, чем у Омска — между лесополосами по 500-700 метров, ехать можно хоть вдоль, хоть поперек лесополос…Тополя, правда, совсем не жиденькие, а жЫрные — южные, видимо )).
Случайно попали в сам заброшенный поселок Курумбель , вернее на место, где он был (от него и произошло название местности и самой степи). Вообще, складывалось ощущение, что движемся по азиатской пустыне : солнце шпарило по-весеннему, рельеф напоминал барханы и передвигались от оазиса к оазису — небольшие скопления растительности около водоемов или на возвышенностях, деревья там в диковинку. На разогретых солнцем участках воздух в приземном слое «плыл» и еще немного и ловили бы миражи)). Рожи участников, ехавших без г/л маски теперь красные. Тут либо кремом от загара мазаться, либо без шапки ехать, а то как у макак….загорелые.
Волков и камышовых котов не видели — вообще следов зверушек почти и нет, но попадался то ли суслик, то ли сурок и пара зайцев , да и те у деревень. Местные рассказывали, что уже пару последних лет там в больших количествах появляются енотовидные собаки, но не видели мы их.
Неожиданностью была только одна ЛЭП, идущая от Медета к Джартаргулю, но она на высоких бетонных столбах и пролетел ее с ходу. На бумажной карте ЛЭП эта обозначена…
Еще сверхсоленое оз.Ульжай замерзло полностью, заметено снегом и по нему можно ехать, в отличие от незамерзающего соленого оз.Эбейты.
Выводы:
-обязательны сани-волокуши , у нас были одни на двоих (вернее на троих), с ними путешествие гораздо приятнее. С рюкзаком в 10-15 кг копыта утомляются на кочках, с санями ситуация иная, можно ехать и ехать… Проехав во второй день около сотни, поменялись — вместо саней закинул за плечи полный рюкзак — так через несколько км ноги быстро начали уставать скакать по переметам. Поменявшись обратно и прицепив волокуши — и никакой усталости, едется совсем по-другому. Сани-волокуши временные соорудили из надувной плюшки, только для облегчения вместо грузовой камеры запихнули легковую, а внутрь пакет с вещами и сверху заполненный и застегнутый кайтовый рюкзак на стяжке. Вполне устойчиво получилось, но несколько раз переворачивалась при смене курса. За весь поход абсолютно новая плюшка с дном ПВХ плотностью 900 г/м протерлась в нескольких участках наполовину, протерта даже сама армирующая ткань…В таком режиме по жесткому насту изделия хватит километров на 500…600, не больше.
Нужно мутить волокуши с легкосменным «расходным» дном.
— ехать в дали лучше в ясную погоду. Просторы непривычные, а в пасмурную погоду да при отсутствии ориентиров там вообще крыша поехать может.
-связи вполне достаточно обычной сотовой, покрытие в пределах Омской области было везде. В Новосибирской не проверял…
-не забывать с собой паспорта, а лучше вообще оформить пропуск (правда придется делать это отдельно в управлениях погранслужбы Омской и Новосибирской областей), зато можно углубиться еще на 15-20 км на юг вдоль границы.
Дима:
Только сегодня вернулись с Чанов — там еще зима…Весна только начинается. Покрытие на самом озере 100%, в полях 90 точно. Сугробы намело под окна второго этажа. Влажность низкая , ветерок — вот снеготаяния как такового пока нет, снег только испаряется. Покрытие на озере идеальное. В прогнозе на конец недели правда маячит +18, но все-равно докатать дней пять там можно.
Кстати, в Бухте Лазурной вполне бюджетное размещение в «домике медсестры», 1700 за трехместный номер, а условия гораздо лучше, чем в основном корпусе. Но они его особо не афишируют…
Было в целом интересно, несмотря на слабый ветер. А еще и кайт можно вместо палатки использовать тоже)).
А кстати, в Большеречье на метеостанции сегодня (8 апреля) снежный покров 54 см, в Саргатском и Таре тоже более полуметра. Плохо только, что минуса ночью нет и не будет, скорее всего там полметра «каши», где только борд или лыжики с талией 130+ шириной только и всплывут. К концу недели под +20 даже и там, а еще и дожди обещают.
От Большеречья интересный маршрут замутить можно было бы….
Про поездку на Чаны.
Долго ждали ветра, хоть какого-нибудь. И вот на 4…5…6 апреля по всем прогнозам замаячил В , СВ 5-7 м/с. Решено ехать ночером с 4 на 5 апреля. Кружить по Чанам изначально в планах не было, поэтому заброска авто не рассматривалась. Поехали на поезде до Барабинска (4 часа в пути) , прям с вокзала в 6-30 автобус до Квашнино (+час в пути). В автобусе ехали одни. Вполне удобно.

Утром 5 апреля покрытие как в феврале — белый, рассыпчатый снег, покрытый настом. Ледяной корки не было:

6 апреля озеро покрылось тонкой сплошной ледяной коркой, всего в пару мм толщиной.

Ветер был ночью с 5 на 6, с утра до обеда и затем перед закатом пару часов. С закатом все утихло и раздуло только к полуночи. Дул всю ночь с 6 на 7 апреля…
7 апреля ветер был с утра 2 м/с, затем штиль до вечера. Снег немного начал подтаивать, под снегом (20..25 см толщиной) местами образовалась вода на поверхности льда. Но покрытие сплошное и в лыжах держит, а вот в ботинках проваливаешься до воды

В Бухте Лазурной снега хватит до мая, видимо))




Замутил сани-волокуши из ПВХ.

Рюкзак теперь за спиной не болтается, ноги и плечи совсем не устают и едется гораздо легче. Вполне удобно, только при предельно слабом ветре (2-3 м/с) по рыхлому снегу тормозят сильно. Дно расходное и быстросменное из ПВХ плотностью 900г/м — за пару сотен км местами протерлось на половину толщины материала, сменить его можно быстро. При этом само изделие не портится. Доделать кармашек для частонужных вещей с молнией в доступном месте и второе расходное дно с обратной стороны (на скорости по кочкам часто переворачиваются)- и будет норм. Объем около 100…110 литров. В эту поездку нагружали порядка 25 кг, конструкция выдержала без проблем. На кочках подлетали на метр. Главное раскладывать вещи внутри так, чтобы жесткие части не упирались в дно, а то протрется быстро. И натягивать дно, не допуская на нем складок.

Еще есть место для крепления быстросъемных лямок для переноски «как рюкзака», но в этот раз лямки не пригодились.
Строения на базе ( на дальнем плане , биллиардную и баню) в марте замело под крышу. Фото 7 апреля, после того как работники откапывали вручную.

Синоптическим моделям (windguru, rp5) отдельное «спасибо», вместо обещанных трех дней с ветром 5-7-9 м/с получили полтора дня и две ночи с 2…3…4 м/с . Но хоть было высокое давление и крайне ровный ветер. Планировали доехать до Черлака ( почему на паровозе и поперлись). Но не доехали. Причины было две, даже три. Вроде было все для преодоления, препятствий как таковых не было, но чего-то не хватило как всегда. Снаряга местами не совсем подходящая, покрытие в полях не всем нравилось, ветер каждому разный нужен — для меня 3-7 м/с идеально, Вадиму 7-15 нужен, меня же при таком передозит. Одному жарко, другому холодно. Короче, как в одной басне Крылова про зверюшек…
Черлак — Чаны за 2 дня !
Итак, что запланировали — сделали! Пройден маршрут Черлак — Чаны за 2 световых дня!
Старт от деревни Красный октябрь в 13 км от Черлака. На этот раз подготовились основательно…

Самое хреновое покрытие ждало нас в начале маршрута — замерзший снеготравоземлялед и просто прошлогодняя травка.
Ульжай снова встретил нас замерзшим наглухо..
Самое хреновое покрытие ждало нас в начале маршрута — замерзший снеготравоземлялед и просто прошлогодняя травка. Ульжай снова встретил нас замерзшим наглухо.. ![]() |
Мои волокуши после 50 км по таким кочкарям не выдержали и начали плакать дырками в сменном дне, благо у Димы был клей а у меня заплатки…

Раздуло 8-10 метров, парковаться случалось только за лесочками. По пути встречались шикарнейшие 1.5 метровые наддувы снега, езду по которым мои коленки воспринимали как полноценный пухляк.
Остановились на обед…


На пути таки встретилось не замерзшее озеро Соленое

После Цветнополья, до которого мы уже доезжали в 15 году, нас ждал бутерброд — Лэп…100 метров…дорога асфальт….30метров… Лэп…. стерня.


На ночлег встали в 20.30 омского времени. Был даже ужин…


Дима поставил растяжку от волков и незванных гостей и даже приготовил углубление в снегу для кого-то…


Позавтракав, собрали лагерь, подклеили очередной раз мои волокуши и двинули в путь. Впереди нас ждали ж/д и не менее интересный проход к смой ветке…
Дойдя до Журавки, решили смазать лыжи, которые ехать не хотели никак


Дошли до жд, ветка сама однопутевая, если бы не низкая ЛЭП сразу за ней, можно было бы сходу…



После жд попалась еще одна жирная 2-ная ЛЭП
После ЛЭП нас ждали только шикарный ветер, косули, мышки, зайцы, знакомые места….
Постобедать мы парконулись у очередного лесочка, сугробы у которого превышали рост Димы
После ЛЭП нас ждали только шикарный ветер, косули, мышки, зайцы, знакомые места…. Постобедать мы парконулись у очередного лесочка, сугробы у которого превышали рост Димы ![]() |
На подходе к Чанам Дима нашел косуль и ……….зафотал их

Дошли до знакомого места, где ночевали ровно 2 года назад — дамбы между Чанами. Лес стоял на том же месте..
Вот мы уже и на Чанах, скользит отлично, идем как прежде в слив, ветер ровный 7-9.

Перекусив на одном из островов, где нашли хорошие колючки, двинули дальше, осталось по прямой не более 10 км до Кванино, но я решил,что сегодня надо обязательно попробовать пройтись в лавировочку с волокушами в 30 кг. А то один слив.

Выглянуло солнышко и наш финиш проходил под его фанфары…
![]() |
Путь к базе был тернист…



Волокуши дошли и мы тоже, пройдя в общей сложности 275 км , из них 260 в слив. На все ушло 2 неполных дня, учитывая, что стартанули мы в 11.30 5 апреля и финишировали в 18.40 6 апреля. Время в движении — 10.35 часов ,средняя скорость — 25 км\час, максималка — 47 км\час.
7 апреля дуло поспокойнее, еще ровнее, после обеда вышло солнышко …и каталка по Чанам приобрела другие, более сочные оттенки. Катанули мы от бухты до Амелькиной Гривы и обратно. При прыжках в высоту было видно, что это эти необъятные просторы камыша обойти не просто так, благо в тот день цели никакой перед нами не стояло, мы просто отводили душу в ненапряжном катании.
![]() ![]() |
По Чанам катать одно удовольствие — за полдня не в напряг катанули 88 км.



На территории самой бухты снега столько, что можно строить подснежные тоннели, а в полях местами уже стерня.


Скользило по Чанам после обеда замечательно — как выглянуло солнышко, снег подразмяк и мазать лыжи уже не требовалось…. Термометр бухты глаголил почти «лето»

