Курумбельская степь-Чаны…

Дима Петрунин

Летом побывал в восточной и северной части Курумбельской степи, что расположена на крайнем юго-востоке Омской обл, в Черлакском районе в частности. Просторы, растительность преимущественно солончаковая, десятки солёных озёр (без камышей и кустарниковой растительности) + рельеф местами интересный, гривы + отсутствие ЛЭП лесополос и асфальтовых дорог. Тогда возникла мысль что направление само то для кайтового кросс-кантри.

Обкайтил уже почти весь Нововаршавский и часть Черлакского и Русско-Полянского районов, теперь вот хочется подальше.

Вот теперь в задумках пройти участок от Черлака до Новосибирской области с кайтом…Потом можно повернуть обратно ИЛИ ещё интереснее было бы докайтить до Чанов через Чистоозерное , но там будет пара автодорог, ж/д и несколько ЛЭП, что в принципе преодолимо. По спутниковым снимкам беспрепятственный проезд до Чанов просматривается. Второй вариант в один день не уложится никак, нужно будет думать о ночёвках.

Время запланировано на март месяц, чтобы световой день подлиннее. Народ через Гренландию и на сев. полюс кайтит, а тут условия гораздо мягче.

Может тоже кто пожелает присоединиться на  это направление? Техподдержку для заброски/выброски и возможной аварийной эвакуации организуем…. Пока всего желающих нас  вроде двое.

voff

Почему от Черлака?
традиционно ездили в сторону Чистоозерки через северную оконечность курумбельской степи от д,Чистово, когда еще не было новой дороги омск-новосиб. Я МНОГО РАЗ ЕЗДИЛ ЛЕтом, осенью. Прелестный маршрут .  Здорово было бы.

Дима

Думал не от самого Черлака, а км в 10 восточнее или северо-восточнее — удобное место, там и Ульжай с овражками и просторы. От Чистово совсем уж короткий получится маршрут.
А ориентироваться в т.ч. и на спутниковые снимки местности, это в любом случае лучше, чем ничего и просто ехать без предварительной прикидки маршрута. Препятствием могут стать только камышовые заросли западной части бывших «больших » Чанов (оставшиеся после постройки дамбы на месте самого озера ). Бывал там только в далёком 2000 году и не помню , как там с растительностью. Да хрен с ними, с Чанами , просто проехать хотя-бы до ж/д линии Татарск-Карасук уже как минимум интересно, по железке на паровозе обратно в Омск вернуться можно в случае чего. Или как вариант Черлак-Чистоозерное -Чистово в один день уложить.

В любом случае Курумбельская степь — это самый большой кайтинговый беспрепятственный маршрут Омской области (ни деревьев/лесополос, ни ЛЭП и автодорог ) .

Ну вот и пройдена вся Курумбельская степь в разведывательном режиме, почти 300 верст , правда за два с половиной подхода. Лесополосы объезжаемы  — финиш крайнего дня был  именно там, где изначально планировался старт (у самой дороги на Оконешниково, в 8 км от Черлака), а вообще стартовать можно и непосредственно с СВ окраины Черлака (пройти пехом две ЛЭП за перекрестком и в путь). Но у нас был транспорт для заброски, поэтому старт был от Николаевки, поближе к Ульжаю.
Там масштабы просто иные, чем у Омска — между лесополосами по 500-700 метров, ехать можно хоть вдоль, хоть поперек лесополос…Тополя, правда, совсем не жиденькие, а жЫрные — южные, видимо )).
Случайно попали в сам заброшенный поселок Курумбель , вернее на место, где он был (от него и произошло название местности и самой степи). Вообще, складывалось ощущение, что движемся по азиатской пустыне : солнце шпарило по-весеннему, рельеф напоминал барханы и передвигались от оазиса к оазису — небольшие скопления растительности около водоемов или на возвышенностях, деревья там в диковинку. На разогретых солнцем участках воздух в приземном слое «плыл» и еще немного и ловили бы миражи)). Рожи участников, ехавших без г/л маски теперь красные. Тут либо кремом от загара мазаться, либо без шапки ехать, а то как у  макак….загорелые.

Волков и камышовых котов не видели — вообще следов зверушек почти и нет, но попадался то ли суслик, то ли сурок и пара зайцев , да и те у деревень. Местные рассказывали, что уже пару последних лет там в больших количествах появляются енотовидные собаки, но не видели мы их.
Неожиданностью была только одна ЛЭП, идущая  от Медета к Джартаргулю, но она на высоких бетонных столбах и пролетел ее с ходу. На бумажной карте ЛЭП эта обозначена…

Еще сверхсоленое оз.Ульжай замерзло полностью, заметено снегом  и по нему можно ехать, в отличие от незамерзающего соленого оз.Эбейты.

Выводы:
-обязательны сани-волокуши , у нас были одни на двоих (вернее на троих), с ними путешествие гораздо приятнее. С рюкзаком в 10-15 кг копыта утомляются на кочках, с санями ситуация иная, можно ехать и ехать…  Проехав во второй день около сотни, поменялись — вместо саней закинул за плечи полный рюкзак — так через несколько км ноги быстро начали уставать скакать по переметам. Поменявшись  обратно и прицепив волокуши — и никакой усталости, едется совсем по-другому. Сани-волокуши временные соорудили из надувной плюшки, только для облегчения вместо грузовой камеры  запихнули легковую, а внутрь пакет с вещами и сверху заполненный и застегнутый кайтовый рюкзак на стяжке. Вполне устойчиво получилось, но несколько раз переворачивалась при смене курса. За весь поход абсолютно новая плюшка с дном ПВХ плотностью 900 г/м протерлась в нескольких участках наполовину, протерта даже сама армирующая ткань…В таком режиме по жесткому насту изделия хватит километров на 500…600, не больше.
Нужно мутить волокуши с легкосменным «расходным» дном.
— ехать в дали лучше в ясную погоду. Просторы непривычные, а в пасмурную погоду да при отсутствии ориентиров там вообще крыша поехать может.
-связи вполне достаточно обычной сотовой, покрытие в пределах Омской области было везде. В Новосибирской не проверял…
-не забывать с собой паспорта, а лучше вообще оформить пропуск (правда придется делать это отдельно в управлениях погранслужбы Омской и Новосибирской областей), зато можно углубиться еще на 15-20 км на юг вдоль границы.

Дима:

Только сегодня вернулись с Чанов — там еще зима…Весна только начинается. Покрытие на самом озере 100%, в полях 90 точно. Сугробы намело под окна второго этажа. Влажность низкая , ветерок — вот снеготаяния как такового пока нет, снег только испаряется. Покрытие на озере идеальное. В прогнозе на конец недели правда маячит +18, но все-равно докатать дней пять там можно.

Кстати, в Бухте Лазурной вполне бюджетное размещение в «домике медсестры», 1700 за трехместный номер, а условия гораздо лучше, чем в основном корпусе. Но они его особо не афишируют…
Было в целом интересно, несмотря на слабый ветер. А еще и кайт можно вместо палатки использовать тоже)).

А кстати, в Большеречье на метеостанции сегодня (8 апреля) снежный покров 54 см, в Саргатском и Таре тоже более полуметра. Плохо только, что минуса ночью нет и не будет, скорее всего там полметра «каши», где только борд или лыжики с талией 130+ шириной только и всплывут. К концу недели под +20 даже и там, а еще и дожди обещают.
От Большеречья интересный маршрут замутить можно было бы….

Про поездку на Чаны.

Долго ждали ветра, хоть какого-нибудь. И вот на 4…5…6 апреля по всем прогнозам замаячил В , СВ 5-7 м/с. Решено ехать ночером с 4 на 5 апреля. Кружить по Чанам изначально в планах не было, поэтому заброска авто не рассматривалась. Поехали на поезде до Барабинска (4 часа в пути) , прям с вокзала в 6-30 автобус до Квашнино (+час в пути). В автобусе ехали одни. Вполне удобно.

Курумбельская степь-Чаны...

Утром 5 апреля покрытие как в феврале — белый, рассыпчатый снег, покрытый настом. Ледяной корки не было:

Курумбельская степь-Чаны...

6 апреля озеро покрылось тонкой сплошной ледяной коркой, всего в пару мм толщиной.

Курумбельская степь-Чаны...

Ветер был ночью с 5 на 6, с утра до обеда и затем перед закатом пару часов. С закатом все утихло и раздуло только к полуночи. Дул всю ночь с 6 на 7 апреля…

7 апреля ветер был с утра 2 м/с, затем штиль до вечера. Снег немного начал подтаивать, под снегом (20..25 см толщиной) местами образовалась вода на поверхности льда. Но покрытие сплошное и в лыжах держит, а вот в ботинках проваливаешься до воды

Курумбельская степь-Чаны...

В Бухте Лазурной снега хватит до мая, видимо))

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Замутил сани-волокуши из ПВХ.

Курумбельская степь-Чаны...

Рюкзак теперь за спиной не болтается, ноги и плечи совсем не устают и едется гораздо легче. Вполне удобно, только при предельно слабом ветре (2-3 м/с) по рыхлому снегу тормозят сильно. Дно расходное и быстросменное из ПВХ плотностью 900г/м — за пару сотен км местами протерлось на половину толщины материала, сменить его можно быстро. При этом само изделие не портится. Доделать кармашек для частонужных вещей с молнией в доступном месте и второе расходное дно с обратной стороны (на скорости по кочкам часто переворачиваются)- и будет норм. Объем около 100…110 литров. В эту поездку нагружали порядка 25 кг, конструкция выдержала без проблем. На кочках подлетали на метр. Главное раскладывать вещи внутри так, чтобы жесткие части не упирались в дно, а то протрется быстро. И натягивать дно, не допуская на нем складок.

Курумбельская степь-Чаны...

Еще есть место для крепления быстросъемных лямок для переноски «как рюкзака», но в этот раз лямки не пригодились.

Строения на базе ( на дальнем плане , биллиардную и баню) в марте замело под крышу. Фото 7 апреля, после того как работники откапывали вручную.

Курумбельская степь-Чаны...

Синоптическим моделям (windguru, rp5) отдельное «спасибо», вместо обещанных трех дней с ветром 5-7-9 м/с получили полтора дня и две ночи с 2…3…4 м/с . Но хоть было высокое давление и крайне ровный ветер. Планировали доехать до Черлака ( почему на паровозе и поперлись). Но не доехали. Причины было две, даже три. Вроде было все для преодоления, препятствий как таковых не было, но чего-то не хватило как всегда. Снаряга местами не совсем подходящая, покрытие в полях не всем нравилось, ветер каждому разный нужен — для меня 3-7 м/с идеально, Вадиму 7-15 нужен, меня же при таком передозит. Одному жарко, другому холодно. Короче, как в одной басне Крылова про зверюшек…

Черлак — Чаны за 2 дня !

Итак, что запланировали — сделали! Пройден маршрут Черлак — Чаны за 2 световых дня!
Старт от деревни Красный октябрь в 13 км от Черлака. На этот раз подготовились основательно…

Курумбельская степь-Чаны...

Самое хреновое покрытие ждало нас в начале маршрута — замерзший снеготравоземлялед и просто прошлогодняя травка.
Ульжай снова встретил нас замерзшим наглухо..


Самое хреновое покрытие ждало нас в начале маршрута — замерзший снеготравоземлялед и просто прошлогодняя травка.
Ульжай снова встретил нас замерзшим наглухо..


Курумбельская степь-Чаны...

Мои волокуши после 50 км по таким кочкарям не выдержали  и начали плакать дырками в сменном дне, благо у Димы был клей а у меня заплатки…

Курумбельская степь-Чаны...

Раздуло 8-10 метров, парковаться случалось только за лесочками. По пути встречались шикарнейшие  1.5 метровые наддувы снега, езду  по которым мои коленки воспринимали как полноценный пухляк.
Остановились на обед…

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

На пути таки встретилось не замерзшее озеро Соленое

Курумбельская степь-Чаны...

После Цветнополья, до которого мы уже доезжали в 15 году, нас ждал бутерброд — Лэп…100 метров…дорога асфальт….30метров… Лэп…. стерня.

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

На ночлег встали в 20.30 омского времени. Был даже ужин…

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Дима поставил растяжку от волков и незванных гостей и даже приготовил углубление в снегу для кого-то…

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Позавтракав, собрали лагерь, подклеили очередной раз мои волокуши и двинули в путь. Впереди нас ждали ж/д и не менее интересный проход к смой ветке…
Курумбельская степь-Чаны...Курумбельская степь-Чаны...

Дойдя до Журавки, решили смазать лыжи, которые ехать не хотели никак

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Дошли до жд, ветка сама однопутевая, если бы не низкая ЛЭП сразу за ней, можно было бы сходу…

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

После жд попалась еще одна жирная 2-ная ЛЭП

После ЛЭП нас ждали только  шикарный ветер, косули, мышки, зайцы, знакомые места….
Постобедать мы парконулись у очередного лесочка, сугробы у которого превышали рост Димы


После ЛЭП нас ждали только  шикарный ветер, косули, мышки, зайцы, знакомые места….
Постобедать мы парконулись у очередного лесочка, сугробы у которого превышали рост Димы

Курумбельская степь-Чаны...

На подходе к Чанам Дима нашел косуль и ……….зафотал их

Курумбельская степь-Чаны...

Дошли до знакомого места, где ночевали ровно 2 года назад — дамбы между Чанами. Лес стоял на том же месте..

Вот мы уже и на Чанах, скользит отлично, идем как  прежде в слив, ветер ровный 7-9.

Курумбельская степь-Чаны...

Перекусив на одном из островов, где нашли хорошие колючки, двинули дальше, осталось по прямой не более 10 км до Кванино, но я решил,что сегодня надо обязательно  попробовать пройтись в лавировочку с волокушами в 30 кг. А то один слив.

Курумбельская степь-Чаны...

Выглянуло солнышко и наш финиш проходил под его фанфары…

Курумбельская степь-Чаны...

Путь к базе был тернист…

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Волокуши дошли и мы тоже, пройдя в общей сложности 275 км , из них 260 в слив. На  все ушло 2 неполных дня, учитывая, что стартанули мы в 11.30    5 апреля и финишировали в 18.40 6 апреля. Время в движении  — 10.35 часов ,средняя скорость — 25 км\час, максималка — 47 км\час.

Курумбельская степь-Чаны...Курумбельская степь-Чаны...

7 апреля дуло поспокойнее, еще ровнее, после обеда вышло солнышко …и каталка по Чанам приобрела другие, более сочные оттенки. Катанули мы от бухты до Амелькиной Гривы и обратно. При прыжках в высоту было видно, что это эти необъятные просторы камыша обойти не просто так, благо в тот день цели никакой перед нами не стояло, мы просто отводили душу в ненапряжном катании.


Курумбельская степь-Чаны...Курумбельская степь-Чаны...

По Чанам катать одно удовольствие — за полдня  не в  напряг катанули 88 км.

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

На территории самой бухты снега столько, что можно строить подснежные тоннели, а в полях местами уже стерня.

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Скользило по Чанам после обеда замечательно — как выглянуло солнышко, снег подразмяк и мазать лыжи уже не требовалось…. Термометр бухты глаголил  почти «лето»

Курумбельская степь-Чаны...
Курумбельская степь-Чаны...

Оставьте комментарий

Top Пролистать наверх